Святая связь поколений

Династия — гордое слово!
Сплелись  поколения в нём.
Мы славу труда своих предков
Достойно сквозь годы несём.

Учительская  династия...

Строго и возвышенно звучат эти слова. Они подчеркивают благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения.

Трудно переоценить профессиональную деятельность педагогов. Для каждого человека памятны годы ученичества и первые наставники, ставшие источниками мудрости, знаний, человечности. Кто-то со временем становится для учеников примером, чей-то образ стирается из памяти. Но нет ни одного взрослого, кто не смог бы рассказать о своём любимом учителе. Это значит, что педагоги, даже перестав трудиться, не уходят из мыслей своих учеников. Иногда бывает, что профессия учителя становится семейной традицией и таким образом  начинается учительская династия…

Общий педагогический стаж в нашей школе династии Александриных составляет 157 лет. Основатель династии Надежда Степановна Чуринова начала работать в школе-интернате в 1965 году. Ею пройден путь от учителя начальных классов до заместителя директора по учебной части. Тридцать восемь лет изо дня в день она спешила к своим ученикам – озорным, веселым, серьезным, загадочным, пытливым… В каждом своем ученике педагог видела уникальную личность, чувствовала и принимала близко к сердцу проблемы детей, сопереживала их успехам и неудачам.

Продолжение педагогической династии – её дочь Александрина Тамара Алексеевна. Она  окончила в 1989 году Московский пединститут, получив профессию дефектолога.  Её педагогический стаж - 40 лет, она продолжает работать в школе-интернате. Тамара Алексеевна хорошо владеет методами и приемами специального обучения и воспитания детей, коррекции речевых нарушений, знает психологические особенности детей с речевой патологией. Наличие глубоких профессиональных знаний и навыков, широкая ориентация в современных достижениях логопедической науки, а также творческая активность и инициатива  Тамары Алексеевны способствуют успешному выполнению поставленных задач.

 Муж  Александриной Тамары Алексеевна Алексей Иванович  также закончил  педагогический институт, с 1976 года по 2019 год  работал учителем физкультуры, в совершенстве владея базовым компонентом преподаваемого предмета. Он всегда был для своих учеников  и наставником, и психологом, и оратором, и примером, и другом. Его ученики  не раз занимали призовые места  в районных и областных  соревнованиях.

Родная сестра Алексея Ивановича Александрина Наталия Ивановна проработала в школе-интернате  с 1984 года по 2020 год сначала воспитателем, учителем,  затем заместителем директора  по воспитательной работе, затем заместителем директора по учебной работе,  сменив на этом посту Надежду Степановну.

Сейчас Алексей Иванович и Наталия Ивановна находятся на заслуженном отдыхе, однако продолжают  интересоваться жизнью школы-интерната.

Труд этих педагогов неоднократно отмечен Почетными грамотами, благодарностями Комитета по образованию и науке Волгоградской области, Волгоградской областной Думы, Волгоградского обкома профсоюзов, Администрации Кумылженского муниципального района. Надежда Степановна и Алексей Иванович награждены значком «Отличник народного просвещения». Наталия Ивановна и Тамара Алексеевна награждены Почетной грамотой Министерства образования науки Российской Федерации.  Но самая высокая награда для учителя – это любовь его учеников, уважение коллег и родителей.

**************************************************************************************************************************************************************

Несмотря на трудности, сложнейшие профессиональные задачи, люди выбирают работу с детьми. Педагогика требует от учителя того, что мы привыкли называть «призванием». Если дети основателя династии также выбрали профессию учителя, значит, в этом есть некий смысл. Их заслуги вызывают уважение к этим людям и к самой профессии. Каждый представитель учительской династии по-своему уникален. Семья всегда была началом начал, источником добра, опорой, надеждой и вдохновением. А учительские семьи – явление особое, исключительное.

Педагогическая семья Никитиных насчитывает три поколения. Их общий педагогический стаж составляет 67 лет. Во главе династии стоит участница Сталинградской битвы Таисия Ивановна Никитина, проработавшая в школе-интернате  со дня основания коррекционной школы-интерната  по 1978 год. Творческий человек, квалифицированный педагог, умелый организатор Таисия Ивановна всегда пользовалась авторитетом и уважением коллег, родителей и учащихся.

Педагогическую династию продолжила её дочь – Галина Александровна Мартынова. Ответственная, добросовестная, принципиальная, знающая свое дело, любящая детей Галина Александровна сначала работала воспитателем затем социальным педагогом, много лет возглавляет профсоюзный комитет школы. Основная деятельность социального педагога – педагогическая и психологическая помощь. А главная цель всех его трудов – положительно повлиять на психику воспитанников. За время работы Галина Александровна зарекомендовала себя как добросовестный грамотный специалист, пользующийся уважением детей и коллег. Ее труд отмечен Почетными грамотами Волгоградской областной Думы, Волгоградского обкома профсоюзов.

Семейная традиция подхвачена третьим поколением, в настоящее время в школе работает в должности тьютора внучка  Таисии Ивановны Ирина Леонидовна Терентьева. Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося и определяет его индивидуальный образовательный маршрут. Очень спокойная, уравновешенная, тактичная, ответственная Ирина Леонидовна пользуется уважением коллег и привязанностью обучающихся.

****************************************************************************************************************************************************************

Учительские семьи – явление особое, исключительное. Им приходится работать и жить на два дома. А душевного тепла, заботы, чуткости, богатства знаний должно хватить не только на учеников, но и на своих собственных детей. Только талантливый человек, который искренне любит детей, предан своей профессии, достоин быть продолжателем педагогической династии. Такое можно сказать о династии Кобызевых, которая также насчитывает три поколения, их общий педагогический стаж составляет 124 года, из них в Слащевской школе-интернате 84 года. Кобызева Валентина Гавриловна проработала в школе-интернате 25 лет с 1966 года по 1991 год, ее муж Кобызев Евгений Константинович – 18 лет. Вот уж тридцатый год в школе работает их дочь Кублицкая Галина Евгеньевна и тринадцатый год внучка Бережнова Елена Сергеевна.

Валентина Гавриловна очень многое умела: пела, шила, искусно вышивала, вязала, вкусно готовила. А еще косила, копала, сажала, стирала, убирала… Вместе с мужем построила дом. Они оба были достаточно образованными людьми, могли запросто помочь своим детям решить задачу или написать сочинение, сшить карнавальный костюм или выпустить стенгазету. А еще всегда и всем стремились помочь, поэтому их очень любили воспитанники и ученики школы.

А путь в педагогику Галины Евгеньевны определился не сразу. Она получила высшее образование в Волгоградском сельскохозяйственном институте. Только после десяти лет работы по специальности главным экономистом в откормсовхозе и после рождения трех детей, она поняла, что хочет работать с детьми. Так ее организаторские и творческие навыки, полученные в школе и институте, любовь к детям определили ее педагогическую судьбу. Жизненное кредо этой семьи - "Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле".

Педагог – больше, чем работа. И придя домой после напряженного и насыщенного событиями школьного дня, мама и дочь продолжают обсуждать педагогические вопросы и планировать свою деятельность на следующий день за семейным ужином. Действительно, это – образ жизни!

*****************************************************************************************************   Вырастить из ребенка настоящего человека, дать ему знания, открыть двери в большой мир и сделать так, чтобы каждый ученик вошел в эти двери уверенной, твердой походкой – серьезная и сложная задача. На собственном примере учитель показывает, каким должен быть человек, направляет своих учеников по правильному пути в жизни, учит делать верный выбор в любой, даже самой сложной ситуации. Примером такого отношения к своей профессии являются мать и дочь династии Ситпановых, общий педагогический стаж которых составляет 58 лет. 25 лет отдала Антонина Константиновна школе-интернату. На работе коллеги ее уважали, ценили, а дети просто любили. Творческий человек, она учила детей не просто работать, а все делать красиво и качественно, учила их трудолюбию, мастерству, уважению к профессионализму.

            Вопрос о том, куда пойти учиться собственной дочери, особо остро в семье не стоял. Маленькая Лена, ещё в детстве, глядя на маму, любила играть с куклами «в школу», помогала ей «проверять» тетради. Если у тебя с самого рождения вся атмосфера дома пропитана духом школы, если твои чуть ли не первые книги – книги, связанные с педагогикой, если ты каждый день видишь маму, которая беззаветно служат своему учительскому делу, когда ты видишь, сколько сил, труда, души, терпения вкладывают она в каждого из своих учеников. И видишь, что этот порой очень даже нелёгкий труд приносит счастье и удовлетворение, сравнимый с радостью творчества, у тебя практически уже нет никакого выбора. Елена Александровна ответственный, инициативный, творческий специалист, имеет первую квалификационную категорию. Талантливый человек, чьи уроки представляют собой синтез творчества, интеллекта, абсолютного понимания ребенка. Она любит свое дело, которому отдает себя сполна. Ведь невозможно работать в школе и не любить профессию учителя, такие люди долго в школе не задерживаются.

*********************************************************************************************

Педагог - это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба других людей, вверенных ему. Идти в такую профессию можно только с сознанием того, какую ответственность берет на себя человек, сделавший этот выбор. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, можно быть уверенным, здесь нет случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути. Основатель династии Потаповых (общий стаж – 72 года)– Валентина Александровна Потапова проработала в Слащевской школе-интернате 35лет.

Дети…Сколько их прошло через её добрые руки - теперь не счесть. Но она помнит всех. Помнит только по-доброму, как мать, всепрощающая, любящая в своих детях все. Сколько поначалу робких ребятишек ввела она в школьный класс. Находила путь к сердцу каждого. Не принуждая, прививала, растила в каждом любовь к познанию, к школе. Умела быть и строгой. Строгой, но не злой. Наверное, каждый из ее выпускников на всю жизнь запомнил свою первую учительницу.

Наверное,  есть что-то особенное в этих стенах и душе самой школы, если сюда приходят работать супружеские пары. Династию продолжил сын Валентины Александровны Юрий Николаевич Потапов (20 лет стажа) и его жена Любовь Александровна (19 лет стажа). Добрые, несколько медлительные, они заражают окружающих их взрослых и детей спокойствием, вызывают доверие у своих учеников и воспитанников. А для этого необходимы и талант, и врожденные качества, и выработанные со временем умения и навыки, без которых невозможны доверительные и правильные отношения между ними. Быть тонким психологом, мудрым наставником и просто другом для каждого своего ученика – это главные цели любого современного учителя.

********************************************************************************

           Профессия преподавателя – самая лучшая. Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, есть убеждение: самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле - это профессия учителя. Профессия педагога - особенная. Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома.

              Учительская династия – ёмкое понятие и очень ответственное. По мнению А.С. Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое население передает свой опыт, свои убеждения младшему поколению». В 1968 году пришла работать в школу Березнева Нина Герасимовна. Много лет она учила она детей швейному делу. Спокойный голос, красивая, чистая русская речь, всегда ново, интересно, увлекательно - вот что так влекло учеников на уроки любимого учителя. Как громко и торжественно Нина Герасимовна могла похвалить, так и тактично, мягко могла пожурить. В 1997 году учителем швейного дела стала ее дочь Ольга Яковлевна Котлярова, сменив на этой должности свою маму, которая ушла на заслуженный отдых. Стаж работы Ольги Яковлевны 24 года, а общий стаж династии 53 года.

               Ольга Яковлевна к урокам готовилась всегда тщательно, использовала дифференциальный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Правильно выбранная методика, использование наглядных пособий и технических средств обучения делали каждый урок этого учителя запоминающимся, непохожим на другие. Она всегда находила ключ к сердцам своих учеников, их родителей, коллег. С 2021 года Ольга Яковлевна находится на заслуженном отдыхе, продолжая учить и воспитывать любимых внуков.

                Каждый человек, за какое дело бы он не взялся, если хочет выполнить его на совесть, обязательно будет испытывать при этом определенные трудности. Но всегда приятно видеть при завершении работы положительные результаты своего труда, слышать слова благодарности от людей. Учитель – своеобразная профессия. Не всегда можно сразу же услышать слова признания, не всегда можно быстро узнать каковы результаты работы. Ведь результат работы учителя не только в той или иной оценке, которую получают его ученики. Главный результат и цель в работе учителя – формирование личности учащихся, помощь в выборе правильного пути в жизни. И поэтому в профессию учителя редко попадают случайно, в основном в школе работают по призванию.

                  Время летит, ничего не стоит на месте. Существенно изменилась жизнь во всех сферах, в том числе и в образовательной. Методы, средства, формы работы, технологии, принципы воспитания и образования… Казалось бы, все стало другим. Коллектив нашей школы-интерната тоже движется в ногу со временем, но мы сохранили основной подход к нашей деятельности, который с трепетом проносили через свою жизнь наши предки, – искренне любить свою работу, детей, доверенных нам; видеть в каждом ребенке Человека, относиться к нему, как к ценному сосуду, который нам нужно наполнить не только знаниями, но и всем необходимым для будущей взрослой жизни.

*********************************************************************************

 

2 февраля 2021 года ГКОУ "Слащевская школа-интернат"

отметила 60-летний Юбилей.

История школы (видеоклип) - ok.ru/video/3161207409168;

ok.ru/video/3112736852496;

ok.ru/video/3113981577744

Не старят школу юбилеи, в ней – вечной юности полёт.

Идут года своею чередою, 
Когда-то был 20-й и 30-й. 
И вот пришёл такой и не такой
Наш ЮБИЛЕЙ – шестидесятый.

Есть в нашей жизни прекрасная традиция - отмечать юбилеи. Юбилеи бывают разные: маленькие и большие, радостные и грустные. Но это всегда - итог прожитого отрезка жизни. В этом году наша Слащевская школа-интернат отмечает своё 60-летие.

А казалось, что она так же молода, как и ее учащиеся: резвые девчонки и озорные мальчишки, с шумом бегающие по ее родным и милым коридорам. Она храбро шагнула в возраст мудрой зрелости и смотрит на своих школьников любящим взглядом заботливой матери: то с одобрением, то с укором. Сколько малышей она приняла под свою крышу и сколько юношей и девушек выпустила в большую жизнь!

Народная мудрость гласит: «Костер, зажженный на вершине горы, не согреет тех, кто у ее подножья». И счастье наше, что жили и живут среди нас те, кто не говорит о добре, а творит его, кто разводит свой огонь так, чтобы люди могли у него согреться. Благодаря именно таким людям родилась и живет наша школьная семья.

В юбилей принято вспоминать главные вехи прожитых лет.

Давайте перенесемся в 1960 год. В связи с реорганизацией Подтёлковский район  ликвидирован, и все руководящие органы переведены в станицу Кумылженскую. Административные здания были расположены очень компактно, и в них решено поместить вспомогательную школу-интернат. С 1 января 1961 года директором этой школы назначен Баксаров Дмитрий Матвеевич. Человек, прошедший войну (с августа 1941г по май 1946г), награжденный Орденом Красной звезды, имеющий опыт руководящей работы, он сумел всего за один месяц организовать работу школы-интерната. Был подобран коллектив, организованы жилые и учебные корпуса, собраны дети. И уже 2 февраля 1961 года школа-интернат начала работу.

Под руководством Дмитрия Матвеевича, а он сам с бригадой рабочих ездил заготавливать лес в Сибирь, была сделана большая пристройка к бывшему Дому пионеров (обеденный зал столовой) и к бывшему парткабинету (школьные классы и актовый зал).

Постепенно школа-интернат заимела свое подсобное хозяйство – свинарник, коровник. В школе было 2 грузовых машины, два трактора, лошади. Сеяли зерновые, бахчу, косили сено, обеспечивая кормами свое хозяйство полностью. Был заложен и много лет радовал своими плодами большой фруктовый сад.

Многое было сделано стараниями первого директора за 15 лет руководства школой. Его ценили коллеги, любили ученики. Каждый находил в нём поддержку и взаимопонимание. Участник Великой Отечественной войны, имевший награды, он не мог работать по-другому, он привык быть всегда на передовой.

С момента открытия в школе всегда работали инициативные, творческие люди, преданные своему делу, искренне любящие детей. Сложно даже представить, сколько человеческих судеб прошло через это учебное заведение – как ребят, так и педагогов, всех тех, кто сеял разумное, доброе, вечное, передавал свои знания и опыт на разных этапах развития школы.

К сожалению, мы не можем назвать всех имён первых учителей в формате одной статьи, а жаль, каждый из них – целый мир! Им выпало самое трудное – начинать. Низкий Вам поклон, наши первопроходцы!

С 1976 года по 1997 год школой руководила Мария Ивановна Сукочева. Мелькали стремительно обыкновенные события необыкновенной школьной жизни.  Какой идейной была школьная жизнь 70-ых! Пионерские отряды, сборы. Сколько было волнения в день приёма в октябрята, пионеры, комсомол!  Многочисленные походы по родному краю, свой летний лагерь на берегу Хопра. Все увлекаются музыкой. Ученики и учителя поют в хоре. Художественная самодеятельность школы гремит на весь Кумылженский район. Мария Ивановна была членом КПСС, агитатором, политинформатором, вела огромную воспитательную и организаторскую работу. Стойкая, с упорным характером, требовательная, со стремлением самосовершенствоваться не только самой, но и совершенствовать всё вокруг себя: школу, педагогический коллектив, учащихся. Тактичная и педагогически грамотная, директор - дипломат, готовая в любой ситуации вступить в диалог. Под ее руководством к учебному корпусу школы-интерната пристраивается двухэтажное крыло с учебными кабинетами и спортзалом, под спальный корпус перестраивается здание бывшей Слащевской средней школы.

Отзвенели весенними капелями 70-десятые, отшумели  80-десятые, пронеслись, словно птицы, умчались лихие 90- е. Время бежит неумолимо.

1997 год. Эстафету руководства школой  принимает Николай Андреевич Трухачев. Ему пришлось руководить школой в  непростые годы перестройки  и гласности, распада СССР и создания СНГ. В школе-интернате были упразднены октябрятская, пионерская и комсомольская организации, не стало красных галстуков, барабанного боя, горна. Но несмотря ни на что,  каждый год  был полон радостями, надеждой, взлетами и победами.

2008 год. Директором становится Анатолий Петрович Рекша. Неотъемлемой частью работы директора, требующей огромных физических и моральных сил, является и забота о благоустройстве, ремонте зданий и сооружений школы-интерната. Анатолий Петрович всегда стремился к тому, чтобы в любом из помещений школы дети и педагоги чувствовали себя комфортно, тепло и уютно. Под его руководством  школа-интернат заметно преобразилась. Производится капитальный ремонт бани и прачечной, столовой, в учебном и спальном корпусах заменены окна и двери, постелен линолеум, построена спортивная площадка, оборудованы две детские площадки и многое другое. В наше рыночное время возможности школы ограничены – потому некоторые вопросы удается решить силами  шефствующих организаций, которые не так-то легко найти и убедить помочь. Анатолий Петрович обладает талантом убеждения и у школы-интерната появляются верные друзья.

Еще в 1987 году переступила порог этой школы молодой учитель истории Галина Григорьевна Рябова. И не знала, что пройдет вместе со своим коллективом бок о бок много лет:  воспитатель – учитель – социальный педагог - завуч – с 2019 года и.о. директора. Всегда приветлива, энергична, доброжелательна. Ее мягкий голос, добрые ласковые глаза притягивают к себе людей, обогащая их идеями, практическим участием, заряжая их оптимизмом, верой в свои силы, предопределяя тем самым успехи на их пути.

Особая наша признательность - педагогам-ветеранам. Они до сих пор болеют душой за все, что происходит здесь, в стенах нашего общего дома. Низкий им поклон и наша горячая благодарность.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше стали обеспокоены, чтобы ребенок с ОВЗ, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Эту проблему старается решить высокопрофессиональный педагогический коллектив ГКОУ «Слащевская школа-интернат»,  творческий, активный, открытый к поиску. На протяжении многих лет он остается стабильным в своем составе. Это команда единомышленников, где преобладают отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия. Это школьные традиции, которые, как ниточка,  связывают поколения учеников и педагогов, сохраняя суть и все самое лучшее, что делает школьную семью крепче, праздники – торжественнее и ярче, а жизнь в школе – разнообразнее и живее.

Большое внимание в учебном процессе уделяется трудовому обучению. Дети учатся любить труд, радоваться тому, что сделано своими руками. Занятия в учебных мастерских для них не пустая забава, не игра в труд, а обязательно полезная и очень важная работа. Ребята многое умеют делать: это и различные поделки, и разделочные доски, и забавные игрушки, и скворечники, и садово-огородный инвентарь и многое другое. А еще в школе обучают швейному и обувному делу. На уроках СБО ребята хорошо усваивают практическую, житейскую суть нашего жизнеустройства, начиная от нравственно-этических норм и правил общения до семейного бюджета. Все это и обеспечивает выпускникам школы социальную адаптацию.

В школе-интернате также осуществляется систематическая индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь не только детям с ОВЗ школы и их родителям, но и действует консультационный пункт службы «Гармония» по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи семьям, имеющих детей.

Конечно, было бы ошибкой утверждать, что школа-интернат не испытывает никаких проблем. У руководства и педагогического коллектива есть свои сложности – но их, как известно, нет только у тех, кто ничего не делает. Самое же главное заключается в том, что здесь перед сложностями не пасуют, не опускают руки – нет, здесь их преодолевают!

Школа с надеждой смотрит в будущее и способна решать все задачи, которые ставятся перед ней. По-другому нельзя: ведь пока живет школа – живет станица, пока живет станица – живет Россия!

  Сегодня школой руководит и.о.директора Рябова Галина Григорьевна. В школе созданы  и постоянно улучшаются  условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие весь спектр образовательных услуг, в число которых входят разнообразные по форме и содержанию коррекционно-развивающие, лечебно-оздоровительные, социально-психологические  мероприятия, а также консультативная помощь населению района.

За 60 лет школа-интернат несколько раз меняла своё название, статус, но неизменными оставались и остаются ее цели – создание наиболее благоприятных условий для успешной реабилитации, социализации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями развития.