Учитель-логопед

План работы учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год -disk.yandex.ru/i/gX-jio2FzGnbKA
 
График работы учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год -disk.yandex.ru/i/s_gTuKtYFrzLxQ
 
Отчет учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год - disk.yandex.ru/i/4MDn8f71gR8Qrw 
 

      Логопедическая работа в нашей школе-интернате занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения речи учащихся  школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

 Целью логопедической работы является формирование речевой (вербальной) коммуникации по законам родного языка.

    Современное логопедическое занятие включает в себя:

-формирование целенаправленной предметной деятельности на основе формирования психической деятельности;

-формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка;

-формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;

-формирование звукопроизношения;

-формирование и пополнение лексики;

-структурирование фразы (отработка категории числа, падежа, рода, отработка словосочетаний и включение их в структуру предложения, отработка интонационной оформленности);

-формирование связной речи (диалог, монолог);

-коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма.

Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ

1.      Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки по сравнению со здоровыми сверстниками.

2.      Необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения. 

3.      Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций, развитие познавательной деятельности.

4.      Коррекционная работа осуществляется над речевой системой в целом.

5.      Необходимо максимальное включение анализаторов, использование разнообразной красочной наглядности, применение преимущественно индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера имеющегося основного дефекта и нарушения речи.

6.      Обязательное включение в занятия упражнений на развитие тонких движений рук.

7.   Планирование логопедической работы осуществляется в соответствии с   рограммой обучения грамоте, изучения родного языка, а также включает индивидуальное планирование для каждого ребенка с учетом уровня его  речевого и психофизического развития. 

8.  Необходима частая смена видов деятельности в целях предотвращения утомляемости.

         Формами работы являются фронтальная, групповая и индивидуальная форма логопедических занятий.

         К общим приемам педагогической коррекции, используемым на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ можно отнести следующие:

•         индивидуальный подход к каждому ребенку;

•         педагогический такт;постоянные поощрения за малейшие успехи, развитие у обучающегося веры в себя, в свои силы и возможности;

•     материал преподносится небольшими порциями;

•      используются игровые ситуаций, психогимнастика;

•   на занятиях активно используются памятки, алгоритмы, опорные таблицы, схемы, мнемотехника.

     Профессиональная деятельность учителя-логопеда в современных условиях модернизации российского образования включает в себя:

  1. Проведение логопедической диагностики, представление детей на консультацию ПМПк, ведение необходимой документации.
  2.  Подбор и разработка коррекционных программ на основе    дифференцированного подхода с учетом структуры речевого дефекта; разработка и подбор программно-методического обеспечения
  3. Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с учетом перехода на новый образовательный стандарт.
  4. Умение анализировать проведенное занятие в соответствии с современными требованиями.
  5.  Мониторинг результативности коррекционной работы (динамика речевого развития детей-логопатов).
  6. Консультирование педагогов по интересующих их вопросам речевого    развития детей.
  7. Использование на занятиях наряду с традиционными логопедическими технологиями современных образовательных технологий, нейропсихологических методов коррекции.
  8.  Использование электронных образовательных ресурсов: лицензионных, авторских мультимедийных презентаций по темам занятий; наличие у логопеда собственного профессионального сайта с целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, педагогов.
  9. Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов; выступление на педагогических советах, методических объединениях.
  10. Участие в научно-методических конференциях; профессиональных конкурсах.
  11.  Своевременное повышение педагогической квалификации.
  12.  Реализация своей педагогической деятельности, основываясь на личностно-ориентированном подходе.

 

Советы профессионального логопеда по развитию речи детей и взрослых.