Учитель-логопед
Логопедическая работа в нашей школе-интернате занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения речи учащихся школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Целью логопедической работы является формирование речевой (вербальной) коммуникации по законам родного языка.Современное логопедическое занятие включает в себя:
-формирование целенаправленной предметной деятельности на основе формирования психической деятельности;
-формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка;
-формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;
-формирование звукопроизношения;
-формирование и пополнение лексики;
-структурирование фразы (отработка категории числа, падежа, рода, отработка словосочетаний и включение их в структуру предложения, отработка интонационной оформленности);
-формирование связной речи (диалог, монолог);
-коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма.
Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ
1. Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки по сравнению со здоровыми сверстниками.
2. Необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения.
3. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций, развитие познавательной деятельности.
4. Коррекционная работа осуществляется над речевой системой в целом.
5. Необходимо максимальное включение анализаторов, использование разнообразной красочной наглядности, применение преимущественно индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера имеющегося основного дефекта и нарушения речи.
6. Обязательное включение в занятия упражнений на развитие тонких движений рук.
7. Планирование логопедической работы осуществляется в соответствии с рограммой обучения грамоте, изучения родного языка, а также включает индивидуальное планирование для каждого ребенка с учетом уровня его речевого и психофизического развития.
8. Необходима частая смена видов деятельности в целях предотвращения утомляемости.
Формами работы являются фронтальная, групповая и индивидуальная форма логопедических занятий.
К общим приемам педагогической коррекции, используемым на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ можно отнести следующие:
• индивидуальный подход к каждому ребенку;
• педагогический такт;постоянные поощрения за малейшие успехи, развитие у обучающегося веры в себя, в свои силы и возможности;
• материал преподносится небольшими порциями;
• используются игровые ситуаций, психогимнастика;
• на занятиях активно используются памятки, алгоритмы, опорные таблицы, схемы, мнемотехника.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда в современных условиях модернизации российского образования включает в себя:
- Проведение логопедической диагностики, представление детей на консультацию ПМПк, ведение необходимой документации.
- Подбор и разработка коррекционных программ на основе дифференцированного подхода с учетом структуры речевого дефекта; разработка и подбор программно-методического обеспечения
- Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с учетом перехода на новый образовательный стандарт.
- Умение анализировать проведенное занятие в соответствии с современными требованиями.
- Мониторинг результативности коррекционной работы (динамика речевого развития детей-логопатов).
- Консультирование педагогов по интересующих их вопросам речевого развития детей.
- Использование на занятиях наряду с традиционными логопедическими технологиями современных образовательных технологий, нейропсихологических методов коррекции.
- Использование электронных образовательных ресурсов: лицензионных, авторских мультимедийных презентаций по темам занятий; наличие у логопеда собственного профессионального сайта с целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, педагогов.
- Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов; выступление на педагогических советах, методических объединениях.
- Участие в научно-методических конференциях; профессиональных конкурсах.
- Своевременное повышение педагогической квалификации.
- Реализация своей педагогической деятельности, основываясь на личностно-ориентированном подходе.
Советы профессионального логопеда по развитию речи детей и взрослых.